Памятка для родителей
Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?
Развитие речи и готовность к овладению грамотой
1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает: • умение интонационно выделять звук в словах; • умение выделять заданный звук в потоке речи; • умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце); • владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных. 2. Умение членить слова на слоги. 3. Умение членить простые предложения на слова. 4. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов. 5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному. 6. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему. 7. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым). 8. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике
1. Счет и отсчет предметов заданного количества. 2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти. 3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного. 4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел. 5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 6. Знание знаков: +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий. 7. Умение соотносить цифру и число предметов. 8. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры. 9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. 10. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры. 11. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. 12. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части. 13. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний
1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи. 2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых. 3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице. 4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях. 5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность к школе
• Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний) • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Развитие школьно-значимых психологических функций
• Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа). • Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)). • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут). • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка либо слово-ситуация)).
Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?
Постарайтесь ответить себе на эти вопросы.
1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами? 2. Есть ли у ребенка друзья? 3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими? 4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки? 5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.), руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
|